ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования «Сельское поселение село Енотаевка Енотаевского муниципального района Астраханской области»
Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Енотаевский район занимает площадь 629,7 тыс. га. Территория района расположена на правобережье Волго-Ахтубинской поймы.
Граничит на востоке с Харабалинским районом, на севере с Черноярским районом, на западе с Республикой Калмыкия. Общая протяжённость границы района с севера на юг 170 км, с востока на запад – 40 км.
Население района составляет 25,035 тыс. человек. Плотность населения – 4,0 чел. на 1 км².
В целом, экологическая ситуация на территории муниципального образования «Сельское поселение село Енотаевка Енотаевского муниципального района Астраханской области» благоприятная.
На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее- ТКО).
По-прежнему серьезную озабоченность вызывает состояние сбора и вывоза ТКО. На территории сельского поселения установлены контейнерные площадки. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор.
Администрацией муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» утвержден реестр контейнерных площадок на территории села.
Автодорожная сеть на территории поселения представлена участками федерального, регионального значения и сетью автодорог общего пользования местного значения.
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
Действующих объектов специального назначения – скотомогильников и биозахоронений нет.
Для решения проблем по благоустройству муниципального образования решением Совета МО « Село Енотаевка» 05.1.2022 г №16 утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования «Село Енотаевка». Вышеуказанный нормативный правовой акт размещен на сайте муниципального образования «Сельское поселение село Енотаевка Енотаевского муниципального района Астраханской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Администрацией сельского поселения проводятся месячники по уборке территорий поселения весной и осенью. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО: о запрете сжигания, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.
Администрацией проводятся мероприятия с привлечением общественности к насущным проблемам, связанным с нашей природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений, обеспечением экологической безопасности:
– проводится работа с населением по недопущению образования несанкционированных свалок, загрязнения территории бытовыми отходами;
– участие в субботниках по благоустройству территории населенных пунктов.
Органы местного самоуправления обязаны осуществлять экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.
Сами граждане также, имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды: оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы местного самоуправления с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы, а также обращаться в органы местного самоуправления о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.
Охрана зеленых насаждений – деятельность по созданию, сохранению и оценке состояния зеленых насаждений, направленная на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки. Основной задачей охраны зеленых насаждений является достижение нормативной обеспеченности зелеными насаждениями поселения в соответствии с градостроительными, санитарными, экологическими и другими нормами и правилами.
На территории сельского поселения химически-опасных, радиационно-опасных, биологически-опасных объектов нет.
На территории сельского поселения гидродинамических объектов нет, магистральных газопроводов нет, нефтепроводов нет, продуктопроводов нет.
Рисков возникновения землетрясений нет.
На территории сельского поселения пещеры, рудники, шахты и другие горные выработки отсутствуют.
На территории сельского поселения лавиноопасные (селеопасные) участки отсутствуют.
Администрация сельского поселения убедительно призывает местных жителей и гостей, а также предпринимателей и юридических лиц, ведущих на территории сельского поселения свой бизнес, соблюдать требования законодательства в сфере экологии и беречь природу.
Информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории муниципального образования «Село Енотаевка»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды
— система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.
Важнейшие факторы окружающей среды — атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. Охрана окружающей среды предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.
Климат резко-континентальный, крайне засушливый (согласно классификации климатов Кёппена-Гейгера — Bsk). Среднегодовая температура воздуха положительная и составляет + 9,2 °C, средняя температура самого холодного месяца января — 6,8 °C, самого жаркого месяца июля + 24,9 °C. Расчётная многолетняя норма осадков — 242 мм..
Село расположено в пределах Прикаспийской низменности, на правом берегу протоки Енотаевской (проток Волги), на границе Чёрных земель и Волго-Ахтубинской поймы (от Волги село отделено островом Чичерин), на высоте 8 метров ниже уровня мирового океана. Почвы бурые солонцеватые и солончаковые. Почвообразующие породы — пески
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания Администрации муниципального образования «Село Енотаевка». В своей работе Администрация поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, проводят субботники по уборке территории. Администрация сельского поселения совместно с другими учреждениями, предприятиями стараются объединить свои усилия по созданию экологических информационных ресурсов, распространению экологических знаний, вместе участвовать в решении острых экологических проблем.
Наша Родина занимает огромную территорию и располагает поистине сказочными богатствами. Бережное отношение к богатствам Земли и ее недр, к окружающей среде, охрана и рациональное, комплексное использование этих богатств в интересах всего народа является непреложным законом общества. Охрана природы в нашей стране является всенародным делом.
Органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, и согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» осуществляют деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В целом экологическая ситуация на территории муниципального образования «Село Енотаевка» благоприятная.
На территории поселения отсутствуют промышленные и химические предприятия, загрязняющие атмосферный воздух.
Объектов специального назначения – скотомогильников и биозахоронений на территории сельского поселения не имеется.
Уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Добыча недр не осуществляется.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твердые коммунальные отходы.
По-прежнему серьезную озабоченность вызывают состояние утилизации коммунальных отходов. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления с привлечением населения, предприятий и организаций.
Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор.
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
Администрацией сельского поселения целенаправленно проводятся мероприятия с привлечением общественности к насущным проблемам, связанным с нашей природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений, обеспечением экологической безопасности:
— проводится работа с населением по недопущению образования несанкционированных свалок, загрязнения территории бытовыми отходами;
— проводится работа по формированию экологической культуры населения, повышения уровня экологического воспитания и образования, которая является залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде;
— решением Совета депутатов сельского поселения утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования;
— ежегодно доставляются и высаживаются саженцы деревьев и кустарников;
— участие в «Экологических субботниках» и акциях.
Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды
Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.
Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
– принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;
– формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
– лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
– нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
– внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
– государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;
– создание системы экологического аудита;
– стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
– создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
– обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Общие законопроекты.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
3.Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
4.Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.
Блок законопроектов по экологической безопасности.
1.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2.Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
3.Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.
4.Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.
5.Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
6.Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).
7.Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).
Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от
21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).
2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.
4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Блок законопроектов по природным ресурсам.
1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2.Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
3.Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
4.Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
5.Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
6.Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
7.Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).
10.Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
11.Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
12.Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
13.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
14.Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
15.Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
16.Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
17.Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.