Как избежать навязывания дополнительных услуг

Навязывание услуг – это обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров. Навязывание услуг запрещено законом.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других.

Потребитель имеет право по своему выбору поручить исполнителю выполнение дополнительных работ (оказания услуг),

Просьба потребителя об оказании дополнительных услуг (выполнении дополнительных работ) оформляется договором. В данном случае согласие потребителя на дополнительные платные услуги может быть включено в текст договора, либо оформлено дополнительным соглашением к нему с указанием всех необходимых сведений – наименование услуги и ее стоимость.

Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на исполнителя.

Например, при продаже автомобиля продавец заранее предусмотрел в договоре, что по условиям договора  потребитель также приобретает пакет дополнительных платных услуг.  К примеру, юридическая поддержка, помощь на дороге или эвакуация в случае поломки. При покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах, часто нарушаются права потребителей, в части навязывания различных товаров, работ, услуг (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.19992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) навязывание дополнительных платных товаров (работ, услуг) ущемляет права потребителя. Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других.

До подписания договор нужно внимательно прочитать, не пропуская ни одного пункта. В нем обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации).  Перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов – царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект – сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Только после тщательного осмотра автомобиля можно подписать акт приема-передачи.

При оказании потребителю дополнительных платных работ (услуг), а также товаров он вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Понесенные, потребителем расходы должны быть подтверждены документально (договорами, чеками, квитанциями и пр.)

Потребитель, в случае навязывания ему исполнителем дополнительных платных работ, (услуг), вправе обратиться к исполнителю с письменным требованием (претензией).

За навязывание потребителям дополнительных товаров, работ и услуг Федеральным законом от 19.10.2023 N 505-ФЗ “О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” установлена административная ответственность. Навязывание потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, приобретение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), повлечет наложение административного штрафа в следующих размерах: на должностных лиц – от двух до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до сорока тысяч рублей (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП)..

Кроме этого, законом вводится административный штраф для должностных лиц и юридических лиц за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения таких требований (ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП)..

В случае отказа исполнителя в добровольном удовлетворении требования, спор может быть разрешен в судебном порядке.

Согласно ст. 40 Закона Закон РФ № 2300-1, Роспотребнадзор может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.